Кайбицкий район. История и геральдика

 

            Территория Кайбицкого района до 1920 г. находилась в Свияжском и Тетюшском уездах Казанской губернии, с 1920 г. по 1927 г. - в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 г. был образован Ульянковский район  с центром в с. Ульянково, а с 1 августа 1927 г. районный центр перенесен в с. Большие Кайбицы и район был переименован в Кайбицкий. 17 мая 1956 г. территория Кайбицкого района была расширена за счет упраздненного Подберезинского района. 4 января 1963 г. Кайбицкий район был упразднен, а его территория отнесена к Апастовскому району. 19 апреля 1991 г. вновь восстановлен Кайбицкий район.

            Кайбицкий район чисто сельскохозяйственный. Здесь возделываются яровая пшеница, озимая рожь, овес ячмень, гречиха, горох. Основные отрасли животноводства: мясомолочное скотоводство, свиноводство и овцеводство.

            В числе предприятий района - хлебозавод, кирпичный завод (с. Большие Кайбицы), хлебоприемное предприятие, молокозавод (с. Куланга), Кайбицкий лесхоз, рыбхоз.

            Центр Кайбицкого района - село Большие Кайбицы - известно с периода Казанского ханства.

            Население района – 16,1 тыс. чел., села Большие Кайбицы – 1,6 тыс.

            «У нашей земли непростая история, в том числе и новейшая, - говорит в одном из своих интервью Глава администрации Кайбицкого района Завдат Рашитович Гафаров. -  Достаточно вспомнить, что Кайбицкий район был образован в республике одним из первых - в 1927 году. Так начинался эксперимент по превращению бывшей Казанской губернии в республику с самостоятельными административно-территориальными единицами. Первыми были образованы Лаишевский, Нурлатский, Бугульминский и Кайбицкий районы.

            Однако в 60-е годы XX века в моду вошел гигантизм, и Кайбицы оказались в составе Апастовского района. За этот период, а длился он без малого три десятилетия, жизнь здесь пришла в упадок, а районный центр стал обычной деревней.

            Что тогда представлял собой наш край? Сплошное бездорожье, захудалые деревни и сельсоветы. Чтобы побывать в тогдашнем райцентре Апастово, надо было, как тогда говорили, иметь овцу. Другими словами, поездка обходилась в стоимость овцы. А время? Добирались вкруговую: через чувашские земли доезжали до Канаша, оттуда электричкой до Свияжска или Казани, а уж из Казани - опять через Волгу - в Апастово. Сутки, а то и больше уходили только на дорогу до райцентра. Ночевали прямо в поле, в стогах сена или соломы.

            Естественно, многие уезжали отсюда. На месте иных деревень, как укор, остались лишь кладбища и заброшенные дома.

            Сегодня ситуация переменилась в корне. Деревни не исчезают, а хорошеют, в дома  пришел газ. Благодаря программе строительства дорог в сельской местности мы проложили более 150 километров асфальтовых трасс, в деревнях появились телефоны.

           На долю людей, населяющих эти земли, выпало много испытаний. Наверное, со мной согласятся историки, если скажу, что здешнее население подверглось большему насилию со стороны воинствующего христианства, чем в других регионах республики. Из поколения в поколение передавали в семьях воспоминания предков о трагических событиях многовековой давности, о борьбе, которую вели люди, пытаясь сохранить свою веру. Но что удивительно: народ наш, многонациональный, трудолюбивый и талантливый, никогда не враждовал. Из поколения в поколение передавались и традиции взаимоуважения. И в этом - народная мудрость. Татарские деревни жили в мире с русскими, чувашскими, крещеных татар.

            Чтим и уважаем традиции сегодня и мы. Руководство района делает все возможное для того, чтобы каждая нация оставалась самобытной, сохраняла обычаи и веру. Строим и восстанавливаем мечети и церкви, проводим национальные праздники».

            В начале лета, по окончании посевных работ, во все районах и городах Татарстана проходит  национальный праздник Сабантуй. Но, в отличие от других мест, в Кайбицком районе этот праздник посвящают своему земляку, Шакуру Рахимову, и в честь него же приз вручают не лучшему батыру, отличившемуся в национальной борьбе, а победителю конных скачек.

            Родом он из села Чутеево, расположенного в Кайбицком районе Татарстана и граничащего с Чувашией. За шайкой Шакура в двадцатых годах охотилась целая армия советских милиционеров. И хотя в документах МВД республики и значилось, что "...на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке Карак", однако в народе его считают кем-то вроде Робин Гуда.

            Много легенд ходит в народе о местном Робин Гуде - Шакуре Рахимове.  Вот одна из них.

            Жил в Чуваш Чутеево некто Василий Краснов. Имел мельницу, маслобойку и магазин. Сделал мостовую по центру улицы. В общем, был зажиточным и знаменитым по всей округе купцом. Шакур Рахимов с Василием был в добрых отношениях, частенько заезжал он к нему погостить. Так у этого Василия Краснова лошадей-то хватало. Ну вот Шакуру понравился один конь. Он и говорит: «Продай, Вася, коня, не то украду в течении месяца». А Василий: «Нет, Шакур! Этот конь мне самому очень нравится и ни за какие деньги я его не продам». В общем, поспорили. И Василий начал сам лично караулить конюшню по ночам. Сидит, ходит вокруг да около у ворот конюшни. Уже месяц почти проходит, все тишина. Как обычно, после ночной прилег поспать, да тут сыновья шум подняли: "Караул!.. Рысака нет!!!" Выбегает Василий во двор, смотрит, амбарный огромный замок висит на месте; открыл, а коня нет. Работнички Шакура Карака сделали подкоп сзади конюшни в рост лошади. Обули валенки коню и вывели его.

             В общем, проиграл Василий спор. Встретились они с Шакуром, оформили купчую как положено.

            «Шакур был очень справедливым, - вспоминают старожилы. Он крал только у богатых и помогал бедным. Но бывало и так: украдет у кого-то коня, а человек придет к Шакуру и докажет, что это его конь. Если лошадь узнает в пришельце хозяина, вор без разговоров вернет животное».

            Гербов или гербовидных эмблем ни  Кайбицкий район, ни его населенные пункты никогда ранее не имели. Но не легендарный Шакур Рахимов стал символом Кайбицкого района в XXI веке, а кайбицкие дубравы.

           Дуб – традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости.

            По преданиям, на месте, где сегодня расположена деревня Малые Кайбицы, основалась одна семья, главу которой звали Хайбуч (в гербе его символизирует могучий ствол дуба). При рождении каждого из трех сыновей (расходящийся натрое ствол дуба) Хайбуч давал ему свое имя, различая сыновей как старший, средний и маленький. Повзрослев, старшие сын обосновался на землях села Большие Кайбицы, а самый маленький остался жить с отцом. Отсюда и название Малые Кайбицы.

            Изображение дуба с разделяющимся на три части стволом и одной общей кроной также говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле. Кроме того, крона дуба в гербе напоминает своими очертаниями карту района, придавая композиции свой особенный облик.

            Основой экономики района является сельскохозяйственное производство. В гербе района это отражено с помощью цветовой гаммы:

зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста, возрождения;

золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения;

серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.